Технология заливки бетонных дорожек

Как сделать садовую дорожку из бетона с помощью готовых форм

Тротуарная плитка, особенно изготовленная по вибро-прессованной технологии, доступна далеко не каждому владельцу подворья. Поэтому многих выручают садовые дорожки из бетона, изготавливают с помощью формы разных конфигураций.

особенности расположения формы

Расскажем, как правильно подготовить основание для таких покрытий, как приготовить бетон. Дадим инструкцию по изготовлению дорожек и подскажем, с какими проблемами можно столкнуться при дальнейшей эксплуатации.

Возможные проблемы садовых дорожек из бетона

В видеороликах уже несколько лет показывают оригинальный способ благоустройства двора для тех, кому брусчатка не по карману. Производители предлагают специальные пластиковые формы, в которые заливают бетон непосредственно на участке, отведенном под садовую дорожку.

Фотографии и рекламная полиграфия показывают такие дорожки в выгодном свете — многообразие форм, имитация брусчатки или мощения камнем, возможность окрашивания в разные цвета. На практике же владельцы таких дорожек жалуются на ряд проблем, возникающих уже на второй год после заливки бетона:

  • проседание отдельных частей дорожек;
  • выгорание краски;
  • появление трещин, сколов;
  • разрушение бетонного покрытия в крошку;
  • размножение мха, портящего вид.

Судя по баталиям на форумах, у кого-то садовые дорожки из бетона, сделанные с помощью специальных форм, служат без нареканий более шести лет, а у других разрушаются уже через год.

как устанавливать формы под бетон

Специалисты считают: львиная доля всех проблем с бетоном связана с неправильной подготовкой основания.

Правильная подготовка основания под дорожку

Первое, что нужно сделать после покупки пластмассовых форм — разметить территорию, по которой будут проходить дорожки и где будут располагаться площадки. Желательно, чтобы тут не было значительных перепадов высоты: организовать на них качественное монолитное покрытие, не имея навыков, будет трудно.

Второй этап — непосредственно подготовка основания. Тут подход зависит от типа почвы на участке. Например, на уплотненной глинистой почве никакая подготовка не нужна, достаточно убрать лишь верхний, дерновой слой.

На остальных почвах готовят основание так:

  • снимают слой земли 15–20 см (на торфяниках глубина больше);
  • насыпают песок, с помощью которого выравнивают основание;
  • расстилают геотекстиль плотностью не менее 100 г/кв.м;
  • насыпают слой щебня и песка по 5 см;
  • проливают водой, уплотняют (лучше использовать виброплиту).

После такой подготовки можно приступать к заливке бетона. Использование геотекстиля помогает предотвратить неравномерное проседание дорожек на участке, защитит бетон от появления трещин.

процесс создания дорожки по технологии

Нельзя делать дорожки на земле, покрытой растительностью — срок их службы редко превышает год.

Правильное приготовление бетона

Вторым по важности моментом, после подготовки основания, является процесс приготовления бетона. Если сэкономить на качестве цемента, не выдержать пропорции, допускать отклонения при замешивании — бетонное покрытие разрушится после зимы.

Для садовых дорожек используются:

  • цемент марки М-400, лучше — М-500;
  • щебень, по возможности — фракции 5-20;
  • песок.

Хороший результат дает добавление пластификатора — это позволит уменьшить количество воды при приготовлении раствора.

Последний момент важен: чем меньше воды, тем меньше число пор в бетоне, тем больше циклов заморозки/разморозки он может выдержать не разрушаясь.

Покупая цемент, смотрите на дату его производства. Установлено, что за месяц хранения он теряет около 10% прочности, и это при соблюдении условий хранения. По этой же причине старайтесь не покупать цемент про запас: в домашних условиях организовать правильное хранение трудно, значит, есть риск разрушения бетонных дорожек.

смазывание внутренней стороны стенок

Традиционно для садовых дорожек с применением пластиковых форм используют цемент, песок и щебень в пропорции 1:2:3. Пластификатор добавляют из расчета литр на кубический метр готового раствора. Можно добавлять в раствор фибровые волокна, они способствуют формированию дорожек, повышают их прочность. Расход фиброволокна 600 г на кубический метр раствора.

Даже если убрать из бетона один компонент, качество и прочность дорожек существенно снизятся. Старайтесь придерживаться технологии приготовления раствора.

Как устанавливать формы под дорожу

Технология использования форм подразумевает отлив плитки непосредственно на месте, без последующей укладки. Поэтому работать нужно только на подготовленном участке, с соблюдением следующих правил:

  • определиться с рисунком заранее;
  • устанавливать формы так, чтобы было заполнено все пространство дорожки;
  • внутренние стенки желательно смазать олифой или маслом для двигателя — это облегчит извлечение форм после застывания бетона.

Для ускорения процесса рекомендуется покупать 3–4 формы: именно столько можно заполнить бетоном человеку, уставшему после основной работы. Если планируется работать весь день и с помощником, количество форм можно увеличить.

варианты мощения

Для имитации мощения булыжником используют формы разной конфигурации: в природе ведь нет абсолютно одинаковых камней.

Заливка форм бетоном

Формы нужно заполнять бетоном быстро, не допуская задержек: от этого зависит равномерность застывания раствора. Поверхность разглаживают сразу же, теркой или мастерком – не должно быть неровностей, бугров и впадин. Раствор желательно утрамбовывать в формах, для этого используют вибратор для бетона. Если его нет — операцию можно делать вручную.

Формы снимают после частичного затвердевания бетона. Время тут определяется опытным путем: при определенных условиях допустимо поднимать формы уже через 5 часов, при других желательно выдержать не менее суток. Можно провести простой эксперимент: приподнять одну из форм. Если плитка не крошится и не расползается, можно убирать и остальные формы.

Дешевые формы имеют один недостаток: они гибкие. При заполнении бетоном внешние стенки могут выгибаться, что затрудняет стыковку двух форм. Чтобы этого избежать, некоторые мастера делают деревянный каркас, в который вставляют форму. Этот способ позволяет решить проблему, но имеет недостаток — заливать бетоном можно только одну дорожку, затем ждать, пока бетон схватится и устанавливать форму дальше.

Для придания прочности поверхность можно зажелезнить — влажный бетон присыпать сухим цементом и растереть. При этом поверхность после высыхания примет матовый темно-серый цвет, можно даже обойтись без окрашивания.

дорожка по газону

Железнение повышает срок службы бетонного покрытия в несколько раз.

Окрашивание плитки после снятия форм

Самый простой способ — использовать сухой краситель для бетона. Его рассыпают по поверхности ровным слоем, пока она еще сырая. Убедившись, что вся поверхность обработана равномерно, краситель растирают с помощью шпателя, мастерка или другого инструмента. Порошок впитает влагу, затвердеет, придаст дополнительную прочность плитке. Процедуру можно повторить после затирки поверхности.

Другой вариант окрашивания бетона — с помощью хлорного железа. Для этого его разводят в воде из расчета: столовая ложка на литр. Подготовленный раствор распыляют на дорожки, пока бетон до конца не застыл, с этой целью используют садовый опрыскиватель.

Еще один вариант — окрашивание с помощью грунтовки по бетону с добавленным колером нужного цвета. Такая технология позволяет имитировать натуральный камень и кирпич за счет неравномерного окрашивания. Для защиты от выгорания и истирания на плитку наносят акриловый лак для бетона.

При желании поверхность можно украсить мозаикой — вдавить в не застывший бетон кусочки битого стекла или кафельной плитки.

Заключительные работы с дорожкой

Прочность бетон набирает не сразу, поэтому следите, чтобы по дорожке никто не ходил. В зависимости от погодных условий и качества бетона на окончательное затвердение уйдет от двух недель до месяца.

готовое покрытие в саду

В жаркие дни поливайте дорожки водой из лейки, это предотвратит растрескивание плитки. Чтобы влага быстро не испарялась, можно все дорожки накрыть полиэтиленовой пленкой и придавить по краям камнями.

Как только дорожки окончательно затвердеют, приступают к заключительному этапу — заполнению швов. Удобнее всего это делать обычным просеянным песком. Его рассыпают по поверхности и метлой или веником загоняют в стыки.

По окончании работ обильно пролейте дорожки водой — она уплотняет песок, плитка не будет шататься.

Итоги

Садовая дорожка из бетона, сделанная с помощью формы, позволяет снизить расходы на благоустройство участка, но требует определенных знаний. Особое внимание нужно уделить подготовке основания и самому бетону. На формах экономить не стоит: чем они дешевле, тем больше деформируются при заполнении раствором. В конце плитку можно покрасить и покрыть акриловым лаком по бетону. Если все сделать правильно, дорожки прослужат долго.

Необходимо ли соблюдение пропорции бетона для дорожек?

Бетонные тротуары служат не только для передвижения и зонирования участка, но и становятся настоящими украшениями в ландшафтном дизайне. Состав бетона для садовых дорожек прост и доступен, а процесс изготовления хоть и является трудоемким, но при этом не слишком сложным. Кроме того, существует масса вариантов форм, размеров и идей декорирования, а сами дорожки по своему функционалу могут служить для пеших прогулок, украшением сада или авто передвижений.

Виды дорожек

  • Пешеходные. Предназначены выдерживать легкий и средний вес.
  • Автомобильные. Предполагают серьезную нагрузку на поверхность.
  • Садовые. Как правило, требуют предварительной заливки фундамента.

Идеальным для заливки основания является раствор, который размешивается хорошо, но с небольшим усилием и при этом не стекать. А чтобы смесь схватывалась не слишком быстро для проведения работ следует выбирать теплое время года.

Марки бетона для дорожек и ингредиентный состав смеси

В зависимости от условий эксплуатации изделия можно приготовить раствор М200.

Раствор для бетонирования подбирается согласно назначению дорожки, планируемой нагрузки на поверхность, при этом марка — расчетное значение прочности на сжатие бетонного изделия, а класс — гарантированное. Наиболее ходовыми являются марки М200, М250 и М300, что соответствует классу прочности В-15, В-20 и В-22,5 соответственно. Рекомендуется соблюдать пропорции компонентов бетона, что приведены в таблице:

ПокрытиеЦемент, частьПесок, частьЩебень, часть
Садовые дорожки191
Пешеходные тротуары12,54
Автодороги11,52,5

Технология заливки

Подготовка основания для садовой дорожки

В первую очередь делается эскиз на бумаге, а затем разметка будущей дорожки проводится непосредственно на территории и фиксируется с помощью шнура и колышек. После чего изымается верхний слой грунта. Далее сооружается опалубка, с этой целью используются саморезы и доска шириной на будущую высоту тротуара. По внешним краям фиксируются колышками, дополнительно закрепляется поперечными перемычками. Для гидроизоляции дно устилается полиэтиленовой пленкой. Нелишним будет создание деформационных швов, их создание происходит делением пространства опалубки на секции стальным листом, смазанным, с целью свободного извлечения из застывающего раствора.

Армирование

Данный вид работ может быть выполнен с помощью укладки проволоки.

Для повышения прочности основания в середину опалубки на подпорки фиксируется металлическая конструкция. Это может быть проволока, труба, сетка рабица или сваренная из толстых прутьев. Оптимальный размер ячеек 10×10 см. Арматура не только увеличивает жесткость основания и предотвращает растрескивание бетона, увеличивая при этом срок эксплуатации, но и уменьшает толщину слоя заливки, сокращая объем работ и материалов.

Заливка дорожки

Для заливки основания под садовую дорожку требуется дополнительно сделать раствор из 1 части цемента, 3 — песка, 5 — щебня, а затем добавить 0,5 воды. Для придания текучести и вязкости используются добавки и пластификаторы, которые добавляются строго по инструкции. Основной приготовленный раствор укладывается в опалубку с помощью мастерка или шпателя, добиваясь равномерности уплотнения постукиванием и прокалыванием смеси. Поверхность разравнивается правилом, кроме этого, формируется небольшой уклон для стока воды. По окончании заливки вся конструкция накрывается полиэтиленом. Декорирование нанесением рисунков можно начинать спустя сутки, еще через двое — дорожка высохнет, а через 5 дней можно делать распалубку.

После укладки арматуры участок можно заливать раствором.

Обработка и декорирование

Суточный раствор можно задекорировать рисунком, который наносится острым предметом или придать шершавости, используя жесткую щетку. Украсить декоративным тиснением специальным штампом с разнообразными орнаментами или изображениям животных, птиц, растений и других либо создать имитацию кирпича, плитки или камня. Уже высохшую дорожку можно отполировать, покрасить или облицевать мрамором, мозаикой. Пропитки не только придают блеск, но и, заполняя все пустоты бетона, создают дополнительную защиту от влаги и ветра.

Как сделать дорожку из бетона своими руками

Как сделать дорожку из бетона самостоятельно, чтобы получилось красивое, прочное и долговечное покрытие, которое будет служить не один десяток лет? Главное – выполнять все шаги последовательно и соблюдать несложные правила.

Этапы заливки дорожек бетоном

Процесс включает несколько основных этапов:

  1. Разработка проекта.
  2. Разметка расположения дорожки на земле.
  3. Подготовительные мероприятия.
  4. Замешивание бетонного раствора.
  5. Укладка бетона.
  6. Набор прочности.

Проектирование

От того, насколько тщательно будет продуман проект и проведены необходимые расчеты, напрямую зависит конечный результат. Для этого понадобится проделать следующую работу.

  • Выбрать место для дорожки. Лучше прокладывать ее там, где уже сформировалась естественная тропинка: люди всегда интуитивно выбирают оптимальный путь.
  • Посмотреть, чтобы дорожка не проходила под кронами больших деревьев и под карнизами крыш. Это позволит избежать повреждения полотна древесными корнями и стекания на бетон влаги с листьев или крыши, которая может повредить материал.
  • Определиться с формой и конструкцией.
  • Решить, какой будет ширина. Если участок небольшой, достаточно и сорока сантиметров. Однако если свободное место позволяет, лучше делать дорожки шириной 60-80 сантиметров.
  • Предусмотреть наличие или отсутствие бордюров. Если вы не планируете устанавливать такие элементы, придется приподнять дорожное полотно над уровнем почвы. Это потребует проведения дополнительных работ, но зато предотвратит осыпание краев бетонной конструкции и защитят ее от проседания.

Разметка

Теперь нужно разметить участок, обозначив трассу пролегания будущей дорожки. Сначала по периметру будущей дорожки вбивают в почву колышки из дерева или пластика. Расстояние между ними составляет три-пять сантиметров. Обязательно поставить колышки по углам.

Важно предусмотреть небольшой уклон полотна в одну сторону, чтобы на нем не скапливалась влага, и не появлялись лужи после дождя. Для этого один край делают на 2 миллиметра ниже второго. Сток стоит направлять в ту же сторону, куда снижается рельеф участка. Хорошо, когда уклон присутствует как в поперечном, так и в продольном направлении. При этом не стоит делать его в сторону строений.

Определиться, на каком уровне будут располагаться участки дорожки, помогает уровень или нивелир. Его используют, чтобы выставить метки высоты. Затем натягивают по ним бечевку либо леску: по ней в дальнейшем ориентируются при подготовке подушки и заливке материала.

Подготовка

Подготовительный этап включает установку бордюров, если решено это делать. Вдоль краев создают канавки, на дно которых заливают раствор бетона. На него ставят бордюры и уплотняются при помощи постукивания по верхней грани молотком из резины или дерева. Важно следить, чтобы верхний край располагался строго по уровню, обозначенному натянутой леской (ее нужно натянуть на колышки заранее).

Когда не устанавливаются бордюры, формируют опалубку для заливки тротуарных дорожек бетоном.

  • Сначала копают траншею по ширине полотна на глубину 15-20 сантиметров. В случае, когда по дорожке в дальнейшем будет проезжать мото- или автотранспорт, либо грунт слабый, показатель увеличивается до двадцати-сорока сантиметров.
  • Затем проводят уплотнение грунта в траншее или проливку его водой. Когда высохнет, делают опалубку из досок шириной двадцать-тридцать сантиметров или фанеры толщиной в 10 миллиметров, которую нарезают на полоски по 15-20 сантиметров. Предпочтительно выбирать доски – они меньше деформируются.
  • Верхний край опалубки необходимо выровнять по леске или бечевке, которые натянуты на колышки и обозначают уровень бетонного покрытия. Чтобы опалубка не наклонялась, с внешней стороны ее подсыпают землей.
  • Поперек траншеи ставят перегородки из деревянных брусков, металлических или стеклянных полос с интервалом в полтора-два с половиной сантиметра. Это позволит залить бетонную смесь по секциям и создать между плитами швы для компенсации изменения объема полотна в разные времена года.
  • Если использовать арматуру для укрепления бетона, тогда промежутки между поперечными перегородками могут быть меньше.
  • Чтобы после высыхания бетонного раствора опалубка легко снималась, ее промазывают жидким моющим средством, например, мылом.

Следующий шаг – обустройство основания. Для этого на дно траншеи стелят геотекстиль или геосетку, а поверх засыпают песок или смесь гравия с песком. Можно сначала насыпать песка, а на него – щебня. Чтобы основание было ровным, щебенку выбирают мелкой фракции – 5-20 миллиметров.

Это помогает нивелировать деформации бетона во время пользования дорожкой. Решая, как сделать бетонные дорожки, важно засыпать смесь немного больше, чем на половину глубины траншеи.

Для дорожек, которые будут испытывать высокие нагрузки, например, служить подъездным путем к дому, выполняют армирование. На подготовленную «подушку» укладывают металлическую сетку из проволоки в 3-5 миллиметров в сечении с ячейками примерно 5-10 сантиметров. Кладут несколько слоев, чтобы в целом получился сетчатый слой высотой минимум 3 сантиметра. Можно заменить арматура фиброволокном, которое добавляется в бетонную смесь.

Поверх ПГС укладывают пленку из полиэтилена или вспененного полиэтилена либо геотекстиля.

Приготовление раствора

Как сделать бетон для дорожек? Рекомендуется взять цемент марки 32,5-42,5 (М400-500). Стандартные пропорции бетонного раствора приведены в таблице.

Цемент1 часть
Песок2-3 части
Щебень2-4 части
ВодаОколо 1 части

Чтобы обеспечить плотную укладку бетона, рекомендуется добавить пластификатор. Для замешивания можно использовать строительный миксер либо бетономешалку. Сначала насыпают в емкость песок и щебень, потом цемент, в последнюю очередь заливают воду. Можно делать наоборот: вода, песок и щебень, цемент. Раствор должен получиться очень густым и однородным.

Укладка бетона

Как только смесь готова, ее укладывают на пленку или геотекстиль при помощи лопаты в опалубку, следя, чтобы получался слой толщиной в четыре-шесть сантиметров – для пешеходных вариантов, и 6-10 – для подъездных и парковочных дорожек. Разравнивают раствор, используя гладилку или доску. Процесс завершают, когда на поверхности появляется цементное молочко.

Можно придать поверхности объемную фактуру, для чего применяются специальные приспособления и цветные закрепители – специальные составы, придающие нужный оттенок. Так можно создать имитацию брусчатки, природного камня и других текстур.

Заливка дорожек бетоном своими руками может выполняться при температуре +18-20 градусов Цельсия. Чтобы смесь высохла без трещин, спустя три-четыре часа после выравнивания ее накрывают пленкой из полиэтилена. Если погода жаркая и сухая, в течение первых суток несколько раз проливают бетонную смесь водой – и снова накрывают пленкой.

Набор прочности

Сохнет бетон примерно пять-семь дней, после чего опалубку снимают и засыпают углубления от нее грунтом. Можно начинать осторожно ходить по дорожке, однако высокие нагрузки пока противопоказаны. Для достижения окончательной прочности требуется не менее четырех недель.

Когда и как сделать бетонную дорожку?

Лучше всего обустраивать дорожки из бетона в начале сентября или конце мая. В это время не слишком жарко и не чересчур сухо.

Виктор Филонцев

Образование:
НИУ МСГУ, Кафедра Технологии вяжущих веществ и бетонов, 2003.

Опыт работы:
12 лет в сфере производства бетона.

Текущая деятельность:
независимые консультации в сфере строительства.

Стоит ли заливать дорожки бетоном

Дорожки из бетона: плюсы и минусы

Самые частые проблемы, которые возникают при эксплуатации бетонных дорожек, это их разрушение со временем, вспучивание и трещины. В данной статье строительного журнала samastroyka.ru мы рассмотрим, стоит ли делать дорожки из бетона, и если да, то, как именно.

Дорожки из бетона, их плюсы и минусы

Основные преимущества, которые подталкивают к заливке дорожек бетоном, как правило, связаны вот с чем:

Доступность материалов. Для заливки бетонных дорожек используется цемент, песок, щебень, и армировочные материалы, сетка, например. Данные стройматериалы имеют относительно невысокую стоимость, они доступны всем.

Долговечность. Если дорожки из бетона были залиты правильно и по технологии, то они прослужат достаточно большое количество времени.

Простота изготовления. Если нет времени возиться с отливкой форм и т. д., то можно соорудить по краям будущих дорожек опалубку, в виде двух досок, после чего залить все бетоном и разровнять. Заняться подобного рода работой может даже неподготовленный человек, который не сталкивался с выполнением бетонных работ.

Стоит ли заливать дорожки бетоном

Декоративные свойства. Бетонные дорожки могут быть не только серыми, но, и окрашенными в любой цвет. Сегодня для этих целей можно приобрести специальные пигменты в бетон, самого различного цвета и оттенков. Все это даёт неограниченные возможности по декорированию собственного участка.

Низкая стоимость. Если все работы по заливке дорожек будут осуществляться самостоятельным путём, то, можно прилично сэкономить.

Это далеко не все преимущества дорожек из бетона, но, безусловно, самые важные из них. Настал черед рассмотреть недостатки, которые, также есть и у бетонных дорожек.

Минусы бетонных дорожек

Что касается недостатков дорожек из бетона, то они в основном связаны с ошибками, допущенными при изготовлении строительной смеси для заливки, а также в подготовке основания. Если должным образом не произвести подготовку основания под дорожки, то на них могут со временем появиться трещины из-за просадки грунта.

Плюсы и минусы дорожек из бетона

Также, если будут нарушены пропорции цемента к песку, то бетонные дорожки не будут иметь достаточной прочности. Не следует отказываться и от армирования дорожек металлической сеткой, если их толщина будет более 10-15 сантиметров. При всем этом следует учитывать тот факт, что дорожки из бетона, являются капитальным сооружением, поэтому, если будут допущены какие-либо ошибки при их изготовлении, избавиться от них в дальнейшем будет невозможно.

Читайте также  Трап в сауне нормы

Технология изготовления дорожек из бетона

Подготовка основания — первый этап в обустройстве бетонных дорожек связан с подготовкой основания. Для этих целей сначала производится разметка дорожек, после чего следует снятие дёрна и выравнивание основания. При этом учитывают будущий уклон дорожек, если он необходим.

Технология изготовления дорожек из бетона

Подушка из песка — чтобы дорожки из бетона не просели, необходимо предусмотреть песчаную подушку под них, с тщательной утрамбовкой. Однако ещё перед этим, рекомендуется постелить на землю в месте укладки дорожек, геотекстиль или рубероид. Далее нужно засыпать песчаную подушку и тщательно её утрамбовать.

Армирование — в ряде случаев отказываться от армирования бетонных дорожек не стоит. Армирование осуществляется металлической сеткой или тонкими арматурными прутьями.

Дорожки из бетона: плюсы и минусы, технология заливки

Заливка дорожек — на заключительном этапе осуществляется заливка дорожек раствором. Рекомендуется использовать цемент не ниже 500 марки, который смешивается с песком (1 к 3). При этом толщина дорожек из бетона не должна быть менее 5 см, а если дорожки будут подвергаться серьёзным нагрузкам, то лучше всего предусмотреть их толщину в 7,5-10 см.

Садовые дорожки из бетона

Собственный дом представляет собой законченную композицию в том случае, если это не просто дом и придомовая территория при нем, а совокупность оригинальных идей дизайнера и современных технологий. Такой союз поможет превратить садовый участок с домом в ухоженный и уютный природный уголок. Садовые дорожки являются основным дизайнерским элементом, который, кроме эстетической составляющей, несет еще и функциональную нагрузку.

От правильности изначальной планировки дорожек будет зависеть комфорт хозяев участка.

Садовые дорожки должны быть достаточно прочными и должны быть украшением участка. Для опытного дизайнера не является секретом, что короткие дорожки делят весь участок на маленькие фрагменты, тем самым визуально уменьшая размеры сада. В то же время длинные дорожки создают ощущение просторного участка.

На начальном этапе планирования домовладельцу нужно определиться с функциональным назначением дорожек и их размерами. К примеру, дорожка, ведущая к фасаду дома, должна быть не менее 2 метров в ширину, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Для дорожек технологического назначения вполне достаточно будет 90 см. Дорожки, по которым будет перемещаться автомобиль, должны быть никак не меньше ширины самого авто, изготовлены из прочных материалов и иметь шероховатую поверхность, чтобы предотвратить скольжение в зимнее время.

Современный рынок стройматериалов готов предложить покупателям для мощения дорожек на участке довольно большой перечень материалов. Это может быть плитка, натуральный или декоративный камень, щебень и т. д. Одним из таких материалов, имеющих оптимальное соотношение цены материала и качества выполненных дорожек на территории садового участка, является бетон.

Преимущества и недостатки дорожек из бетона

Бетонные дорожки

Песчано-бетонная смесь является одним из наиболее востребованных материалов для создания дорожек. К преимуществам этого материала и садовых дорожек из него можно отнести следующее:

  • хорошие прочностные качества материала, его долговечность;
  • простота создания бетонных конструкций, в том числе и садовых дорожек;
  • низкая стоимость материала;
  • устойчивость к воздействию неблагоприятных погодных факторов (влаго- и морозостойкость);
  • устойчивость к влиянию механических нагрузок;
  • возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку);
  • возможность выполнить монтаж самостоятельно, без привлечения специалистов;
  • широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное — посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки).

К недостаткам садовых дорожек из бетона можно отнести следующие факторы:

  • при движении грунта в периоды межсезонья бетонная дорожка может пойти трещинами;
  • дорожка из бетона — капитальное сооружение, впоследствии изменить ее направление будет едва ли возможно. Поэтому при планировании расположения дорожек надо одновременно планировать и территорию вокруг них;
  • потребуются серьезные затраты сил и времени на подготовительные работы и монтаж.

Технология создания бетонных дорожек

Бетонные дорожки в саду

Собственно, весь техпроцесс самостоятельного монтажа садовых дорожек из бетона достаточно прост и состоит из следующих этапов:

  • разметка поверхности почвы под садовые дорожки;
  • предварительная подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Для того, чтобы бетонная садовая дорожка радовала своих хозяев долгие годы, надо внимательно рассмотреть каждый этап по отдельности.

  1. Разметка поверхности почвы под садовые дорожки — это быстрый и самый простой этап. Хозяевам надо определиться с месторасположением дорожек на своем участке и с их размерами (как ранее говорилось, они будут зависеть от предполагаемых функциональных нагрузок). Разметку производят с помощью обычных колышков, которые вбивают в грунт через равные промежутки друг от друга, и натягивают между ними веревку. На этом первый этап можно считать завершенным и переходить к следующему.
  2. Предварительная подготовка грунта. Суть этого этапа в том, чтобы выбрать верхний слой дерна на глубину ≈ 5 — 7 см. Это нужно для того, чтобы удалить корни всех растений по пути мощения дорожки. Если этого не сделать, то растения под дорожкой будут постепенно перегнивать, а в образовавшиеся пустоты будет попадать вода и в зимние периоды замерзать там. Замерзающая вода будет увеличиваться в объеме и давить на лежащую дорожку. В конечном итоге этот процесс может привести к растрескиванию бетонного покрытия.

Кроме того, будет удобно и для людей, и для использования в летнее время газонокосилки, если садовая дорожка будет находиться на одном уровне с грунтом.

Монтаж опалубки

Опалубка монтируется из досок и нужна она для заливки бетона. Для того, чтобы создать какие-либо плавные изгибы дорожки, для изготовления опалубки вполне возможно воспользоваться фанерой или любыми другими гнущимися материалами. Можно сделать опалубку сразу по всей длине дорожки, но поскольку заливать раствор надо частями (именно надо, потому что необходимо предусмотреть швы для компенсации расширений-сжатий бетона под воздействием температуры), то и опалубку также можно делать частями, что снизит расход материала на ее изготовление.

Формирование подушки

Подушка под бетонной дорожкой преследует две цели.

  1. Равномерное распределение весовой нагрузки бетонной дорожки.
  2. Дренаж.

Декор на бетонной дорожке

Изготавливают подушку или основание под дорожку из слоя утрамбованного щебня и слоя песка. Песок не удерживает воду, и в зимнее время почва под дорожкой не будет промерзать и расширяться. Однако песок — это мелкофракционный материал, для которого свойственно со временем уходить в щебень или грунт. Если песок будет уложен непосредственно на щебень, то спустя несколько лет он уйдет в грунт вместе с водой. Чтобы предотвратить этот процесс, непосредственно на землю укладываются любые материалы для гидроизоляции. Это может быть рубероид, геотекстиль или агроволокно. Последние два материала наиболее предпочтительны, так как они не подвержены гниению и прекрасно пропускают воду. После того как щебень уложен и песок засыпан, его нужно хорошо утрамбовать. Если песок сухой, надо его намочить, тогда он плотнее утрамбуется и в нем не будет пустот. Кроме того, песчаную подушку надо разровнять, чтобы впоследствии толщина слоя бетона была равномерной.

Для изготовления подушки вместо песка можно сделать тонкую бетонную стяжку или воспользоваться плоскими камнями, но нужно углубить траншею под дорожку на толщину камня или стяжки.

Армирование и заливка

Следующим этапом является укладка армирующих элементов и заливка бетона. Перед тем как укладывать армирующую сетку или арматуру, на подушку из песка надо положить полиэтиленовую или любую другую пленку. Это необходимо сделать по следующей причине: бетон должен не высохнуть, а затвердеть. Затвердевание — это химическая реакция при непосредственном участии так называемого цементного молочка, придающего бетону прекрасные прочностные характеристики. Чтобы этот компонент не ушел в песок и нужна пленка. Далее можно укладывать армирующие элементы: стандартную арматуру, армирующую сетку, сетку для стяжки или любые другие материалы.

Садовая дорожка из бетона

Теперь можно приступать к замешиванию раствора. Его можно изготовить из песка и цемента (1:3), можно купить уже готовые сухие смеси, которые разводятся водой. Если по дорожке будут только ходить, то толщина подушки и слоя бетона не должна быть меньше 5 см. Если покрытие будет испытывать более тяжелые нагрузки, то дополнительный и бетонный слои не должны быть меньше 7,5 см.

По мере заливки раствора его надо разравнивать. После того, как вся готовая порция раствора будет залита, его надо дополнительно разровнять правилом и как можно сильнее уплотнить до появления цементного молочка. Когда раствор слегка схватится, можно подровнять его шпателем. В это же время можно сажать в раствор декорирующие элементы (если это ранее предполагалось делать). Для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал, дорожку можно либо накрыть пленкой, либо периодически смачивать поверхность дорожки водой. Спустя пару-тройку дней можно убирать опалубку, а по прошествии еще нескольких суток дорожкой могут пользоваться «пешеходы».

Приняв решение об изготовлении дорожек на садовом участке из бетона, можно самостоятельно и с минимальными финансовыми затратами придать своему землевладению законченный образ и элегантный внешний облик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector