Пожарный пруд в СНТ нормы

Устройство пожарного водоема обернулось «статьей»

Тикун Александр

Пермский краевой суд, рассмотрев уголовное дело в апелляционном порядке, оправдал и.о. главы сельского поселения, осужденного первой инстанцией за превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

Органы следствия обвиняли и.о. главы сельского поселения в следующем: зная, что полномочия на распоряжение общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе глинистым грунтом, находятся в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, из личной заинтересованности, осуществляя от имени администрации сельского поселения действия, явно выходящие за пределы его полномочий, заключил с коммерческой организацией договор о безвозмездном выполнении работ по разработке и вывозу глинистого грунта в объеме не более 6000 куб. м для подготовки пожарного водоема.

В период с 1 августа по 1 сентября 2018 г. коммерческая организация в рамках договорных отношений осуществила добычу, погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого – глины в объеме свыше 2,6 куб. м из месторождения на территории данного поселка, в результате чего Российской Федерации в лице краевого Минприроды был причинен ущерб на сумму более 480 тыс. руб. Действия и.о. главы поселения были квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

На следствии и в суде мой подзащитный утверждал, что единственной его целью было обустройство пожарного водоема в поселке – такая необходимость назрела давно, так как поселок состоит преимущественно из деревянных построек. О том, что в недрах выбранного участка могут находиться полезные ископаемые, он не знал и не мог знать, поскольку пожарный водоем обустраивался на месте ранее существовавшей несанкционированной свалки.

В суде защита подчеркивала, что следствием не установлены классификация изъятого грунта, его объем и характеристики, в связи с чем не определен реальный размер ущерба. Согласно условиям договора разработке и вывозу подлежал глинистый грунт, а не глина, что не одно и то же. Суду были представлены письменные доказательства (ответы организаций, надзирающих в сфере недропользования) о том, что земельный участок, на котором базируется пожарный водоем, не относится к участкам местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, а месторождений полезных ископаемых там нет.

Свидетель обвинения и представитель потерпевшего в судебном заседании подтвердили, что изъятый грунт не исследовался, а вывод о том, что глина добыта незаконно, сделан на основании визуального осмотра участка.

После того как свидетель обвинения в ответ на мои вопросы пояснил, что расчет плотности глины выполнен им на основании средних значений, суд запросил новый расчет минимальной плотности глины. Поскольку изъятый грунт не исследовался, сумму ущерба сотрудник Минприроды рассчитал по аналогии с близлежащим месторождением кирпичной глины. Отвечая на вопрос защиты, свидетель добавил, что не может утверждать, одинаковые ли характеристики имеют изъятая глина и кирпичная, показатели которой были взяты для нового расчета суммы причиненного обвиняемым ущерба.

Тем не менее суд проигнорировал доводы защиты и признал подсудимого виновным в инкриминированном ему деянии с назначением наказания в виде штрафа в 50 тыс. руб. Он лишь снизил размер ущерба, произведя на основании нового расчета, предоставленного сотрудником Минприроды, собственный расчет, а объем грунта (2000 куб. м) посчитал, исходя из акта выполненных работ.

Изучив приговор, я обратил внимание, что суд не привел в мотивировочной части письменные доказательства, на которые ссылалась сторона защиты, и не пояснил, почему отверг их. Кроме того, суд дополнил обвинение, указав на последствия инкриминированного моему подзащитному деяния в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, чем ухудшил положение подсудимого.

В апелляционной жалобе я указал на отсутствие у доверителя умысла на превышение должностных полномочий, так как он, решая вопросы местного значения, не знал или не мог знать о наличии или отсутствии полезных ископаемых на участке, а обязанности получать подобные сведения у него не было. Пермский краевой суд поддержал доводы апелляционных жалоб стороны защиты – они вошли в мотивировочную часть апелляционного приговора практически в полном объеме – в частности, о выходе суда первой инстанции за пределы предъявленного обвинения, отсутствии в обвинении обязательного признака превышения должностных полномочий – существенности, а также о ненадлежащем установлении размера ущерба и отсутствии у осужденного умысла на превышение должностных полномочий.

Ссылаясь на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума ВС № 19), апелляционная инстанция указала, что в обвинительных документах органов предварительного следствия и суда первой инстанции оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, решается с учетом особенностей каждого конкретного случая. Как отмечено в апелляционном приговоре, обвинение в существенном нарушении охраняемых законом интересов общества и государства обвиняемому не предъявлялось, при изложении преступного деяния не упомянуто, в ходе следствия в качестве последствий преступления не названо.

Однако, как обратил внимание апелляционный суд, первая инстанция в нарушение требований ст. 252 УПК РФ в приговоре признала установленным, что действиями подсудимого были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, при этом какими доказательствами это подтверждается, суд не указал и приговор в этой части не мотивировал.

Кроме того, в приговоре и обвинительном заключении отсутствует вывод о том, что подсудимый, предоставив коммерческой организации право вывезти грунт, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий его действий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства. Краевой суд обратил внимание и на отсутствие в деле гражданского иска.

Мотивируя вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, апелляционная инстанция учла отсутствие судебной оценки того, что фактически по делу достоверно не установлен размер вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. В частности, суд первой инстанции оставил без внимания показания представителя потерпевшего о том, что лабораторные исследования грунта не проводились. Вывод суда о конкретном виде полезного ископаемого – глины – признан апелляцией необоснованным, поскольку основан на субъективном мнении свидетеля при отсутствии иных доказательств. В связи с этим не мог быть использован судом и примененный расчет вреда по аналогу ближайшего месторождения кирпичных глин.

Краевой суд обратил внимание также на то, что первая инстанция не оценила представленные стороной защиты доказательства (ответы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому округу») отсутствия в исследуемых границах участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, а также участков, включенных в перечни участков недр местного значения по Пермскому краю, месторождений полезных ископаемых, того, что строительство объектов капитального строительства на участках, расположенных в границах населенных пунктов, не требует получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах на территории предстоящей застройки. Кроме того, первая инстанция не дала с учетом фактических обстоятельств оценки доводам осужденного об отсутствии у него умысла на превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

На мой взгляд, поводом для возбуждения данного уголовного дела стало неправильное понимание правоприменителями норм Закона о недрах – в частности, положений ст. 19, из которой следует, что собственники участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах данного участка и не числящиеся на государственном балансе.

Закон содержит понятие «использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых», под которым понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако данная формулировка позволяет правоприменителям любую деятельность коммерческой организации трактовать как связанную с предпринимательской. Вместе с тем муниципальным органам для решения задач местного значения нередко приходится привлекать коммерческие организации. В таком случае все действия этих организаций с использованием общераспространенных полезных ископаемых без лицензии трактуются надзорными органами как незаконная добыча полезных ископаемых, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ либо – как в рассматриваемом случае – к уголовной. Например, при строительстве объектов происходит выемка грунта, который не всегда целесообразно оставлять на том участке, где он был изъят, и есть возможность использовать в другом месте. С одной стороны, недра используются для нужд муниципалитета – собственника земельного участка, т.е. необходимости в получении лицензии нет. С другой – изъятые недра используются на другом участке и с привлечением коммерческой организации, что понимается как использование, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности.

По данному делу специалисты Минприроды утверждали, что изъятые общераспространенные полезные ископаемые должны быть утилизированы на полигоне твердых бытовых отходов либо должна быть получена лицензия на их добычу. Но строительство пожарного водоема не требует получения лицензии на добычу полезных ископаемых, что подтвердили и специалисты Минприроды, а утилизация ранее изъятых при строительстве недр – не только нерациональное, но и затратное использование.

Для урегулирования проблемы возможного использования общераспространенных полезных ископаемых Закон о недрах, на мой взгляд, необходимо дополнить четкими определениями «добычи полезных ископаемых» и «незаконной добычи полезных ископаемых».

Кроме того, на первоначальном этапе следственными и надзорными органами для оценки существенности нарушения законных интересов общества и государства не были приняты во внимание фактические обстоятельства дела. В частности, при изъятии грунта муниципальным образованием решались вопросы местного значения (обустройство пожарного водоема), а в дальнейшем грунт послужил вспомогательной площадкой для укрепления береговой линии.

При более внимательном исследовании правоохранительными органами фактических обстоятельств произошедшего и надлежащей оценке существенности допущенных нарушений подобных описанному случаев, полагаю, можно избежать. При этом существенность должна быть мотивирована не только ссылками на Конституцию РФ и другие законы, но и фактическими обстоятельствами – чьи конкретно законные интересы и в чем нарушены.

В заключение отмечу, что п. 18 Постановления Пленума ВС № 19 содержит разъяснения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, но при этом не конкретизирует, в чем состоит существенность нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, что вызывает на практике сложности в ее оценке. В связи с этим соответствующие разъяснения на уровне Верховного Суда, на мой взгляд, будут способствовать стабильности судебной практики по ст. 286 УК.

Противопожарные водоемы: нормы, классификация, устройство, эксплуатация

Противопожарные водоемы: нормы, классификация, устройство, эксплуатация

Пожарные водоемы (водоисточники) – природные или искусственные закрытые/открытые углубления, надземные резервуары, частично или полностью углубленные, со специальными площадками, подъездами для пожарных машин (ПМ) и забора всасывающими рукавами.

Тему раскрывают требования пожарной безопасности к источникам противопожарного водоснабжения (ИППВ). Материалы:

    Методички ГПС, в частности, УНД ГУ МЧС по Московской обл.;

Обустройство пожарных водоемов (ПВ) необходимо:

    на отдаленных территориях (за городской чертой) без водопроводов;

Согласно требованиям в населенных пунктах по ст. 68 ФЗ 123, п. 4.1 СП 8 наружные ИППВ обязательные и могут быть в виде водоемов для следующего:

    поселений до 5 тыс. чел.;

    по ФЗ 123: отдельные с кл. Ф1.1, Ф1.2, Ф2 – Ф4 до 1000 м³ в зонах без п/п кольцевого трубопровода; кл. Ф5 с производствами кат. В, Г, Д при п/п затратах до 10 л/сек.;

    грубых кормов до 1 тыс. м³;

Разрешено не обустраивать наружные ИППВ для таких локаций:

    до 50 чел. при застройке до 2 эт.;

    зданий вне населенных локаций:

      кл. Ф.3.1 до 150 м²;

    производственные, промышленные территории, складские, оптовые базы;

    военные, учебные, геологические, научные, другие базы;

Типы пожарных водоисточников

Природные

Искусственные

Под искусственными подразумевают водохранилища, созданные (вырытые) людьми с помощью инструментов, специальной техники: каналы, пруды, в том числе с плотиной, дамбой, запрудами, водоемы-резервуары.

    резервуарного типа – емкостные инженерные сооружения. Это основательные, капитальные, стационарные хранилища. Их возможности сравнимы с небольшими природными ПВ, они более надежные, стабильнее естественных источников, так как изготавливаются из железобетона, камня, кирпича, имеют гидроизоляцию. Варианты:

      под/над землей;

    облицовка:

      асфальтная, бетонная или сочетающая эти материалы;

К искусственным водоемам, хотя это спорно, так как в СП 8 их различают, часто относят резервуары с водоводами, насосами: цистерны, баки, напорные башни из металла, бетона, кирпича.

Правила для резервуаров такие, как для ПВ, но есть и особенности:

    люк 0,6×0,6 см с дробной (второй) крышкой, венттрубой, сечением 250 – 300 см². Дно наклонено к приямку, глубина которого от 0,4 метра;

Пожарный пирс

пожарный пирс

Специальное место на поверхности почвы или на опорах для беспрепятственного подключения техники из-за перепадов высот, болотистости. Пожарный пирс используют только забора воды при пожаротушении, он же – площадка для подъезда и разворота. Запрещено применять для швартовки лодок, любых иных целей.

Требования (Гл. 9, п. 9.4 СП 8.13130; ст. 98, 99 ФЗ 123):

    свободный подъезд шириной от 4 – 6 м;

чертеж устройства пожарного питса

Есть 2 варианта:

    Площадка на берегу (чаще всего) с твердым покрытием (бетон, асфальт, щебенка).

Требования к противопожарному водоему

Требования, предъявляемые к пожарным водоемам и пирсам:

    качество воды соответствует оборудованию и методам;

    при наличии:

      автонасосов: 200 м;

    Требования к водоемам на предприятии аналогичные, объем для расхода под соответствующие классы пожарной опасности есть в СП 8, как и для других объектов.

    Расчет объема водоема

    Количество ОТВ должно быть достаточным для тушения возгорания на протяжении расчетного времени и расхода в моделируемой ситуации. Правила есть в пунктах, таблицах для типов зданий СП 8 (пп. 9.9, 5.2 – 5.8, 6.3).

      берут во внимание интенсивность испарения. Минимальная глубина с учетом промерзания зимой – 1 м;

    При расчете берут из СП 8 нормы расхода для зданий, расчетные величины и подставляют в формулу. Пример:

    Расстояние от водоема до дома и забора: актуальные вопросы о поверхностных водоисточниках

    Загородное строительство обычно вынуждает человека решать массу проблем, связанных с взаимным расположением зданий и водных источников, когда они размещены на вашем участке либо в непосредственной близости от него. Зачастую приходится определять расстояние от водоема до дома, забора, капитальных строений и инженерных сетей. Разобраться в этих вопросах человеку несведущему сложно, так как по многим позициям единых норм нет, а всё решают местные градостроительные органы.

    Какие намерения требуют согласования

    Чтобы в будущем избежать проблем с властями и конфликтов с соседями, необходимо чётко для себя определить ваши намерения, связанные со строительством, необходимо согласовывать.

    • Государственная служба, с которой обычно ведутся основные согласования, называется органом госнадзора в архитектуре и строительстве, а основополагающий документ, на которых она опирается в своих вердиктах – это Градостроительный кодекс РФ. Что касается планировки территорий дачных садоводческих товариществ (объединений), то она ещё с 1997 года осуществляется по стандарту 30-02.
    • Однако в этих документах есть далеко не вся информация, часть её (в основном математическая, с указанием расстояний) содержится в пожарных и санитарных нормах, так что, собирать её приходится по крупицам.
    • Вопрос номер один — вариант расположения на участке забора, так как он не только охраняет вашу собственность, но и прежде всего, обозначает границы участка. Однако его установка должна производиться с соблюдением минимально разрешённых СанПиН расстояний.

    водоем за участком

    Существуют и рекомендуемые расстояния от забора до других объектов внутри участка, которые нужно соблюдать:

    1. До жилой постройки (дома, коттеджа, дуплекса) – 3м. Соответственно, расстояние дома от водоема на улице получится уже 6 м.
    2. До искусственного водоёма на участке: пруда, бассейна, фонтана – 3м.
    3. До котельной или бани – 5м.
    4. До любых хозяйственных построек – 4 м.
    5. До вольеров содержания животных – 4 м.
    6. До деревьев: высокорослых – 3 м, средних – 2 м.
    7. До кустарников – декоративных и ягодных – 1 м.

    Пруд на участке

    Далеко не всем так везёт, что рядом с их дачным домом имеется естественный водоём, в котором можно освежиться в летнюю жару.

    бассейн с подсветкой

    За неимением такого удовольствия, многие владельцы загородных участков принимают решение о строительстве на своей территории искусственного прудика или бассейна.

    бассейн на участке пруд в ландшафтном дизайне

    Учитывая небольшой размах площадей большинства таких территорий, приходится ещё и согласовывать расстояние от пруда до забора соседа. Что нужно сделать, чтобы такая постройка была законной?

    • Вообще, в статье 40 ЗК РФ, в пункте 1.3 сказано, что собственник земли, на основании разрешенного использования, имеет право возводить любые водные объекты — в том числе и строить пруды, производить мелиоративные и оросительные работы.
    • Ключевая фраза здесь «разрешенное использование», так как при передаче земли в собственность, на сферу использования участка могут быть наложены ограничения. Так вот это самое разрешённое использование может запрещать устройство пруда. В таких случаях указывают, например, что целевое назначение земли — под ИЖС (индивидуальную жилищную застройку), что чаще бывает в городской черте, или под выращивание культур (в садовых товариществах).
    • Если прямого запрета нет, то вся застройка территорий, относящихся к садоводческим объединениям в 2020 году, осуществляется по согласованию с их администрацией. Та, в свою очередь, руководствуется нормами и требованиями СНиП (30-02*97), в котором разрешено на участках предусматривать открытые водоёмы, в том числе и для пожаротушения, и накопительные котлованы для осуществления полива.
    • Однако возведение такого объекта не должно ущемлять интересов соседей по участку, идти вразрез с санитарными экологическими нормативами, а потому осуществляется на основании разработанного и утверждённого проекта. Тем более что следует правильно рассчитать, откуда и как набирать в пруд воду, и куда её при необходимости сливать.

    Именно проект и определяет, на каком расстоянии можно расположить пруд от соседского забора и внутриусадебных построек.

    Пожарный пруд

    В небольших деревнях, посёлках и сёлах с количеством жителей менее 5000 человек, пожаротушение обычно организовывается не из хозяйственно-питьевого водопровода, а из природных или искусственных водоёмов, либо накопительных резервуаров.

    пожарный водоем

    Требования

    Чаще всего это пожарный пруд — требования к его обустройству представлены в СП 8.13130.2009, и формулируются так:

    • У водоёма, предназначенного для тушения пожаров, должна быть оборудована подъездная площадка (пирс) размером 12*12 метров и твёрдым покрытием, позволяющим беспрепятственно подъехать пожарной машине.
    • Объём воды определяется из её расчётного расхода и времени, требуемого на тушение огня. В открытых водоёмах так же должны учитываться потери из-за испарения и образования льда. В резервуарах объём рассчитывается исходя из возможностей пополнения запаса воды.
    • Высота кромки пруда должна составлять максимум 50 см от наивысшего уровня воды. В населённом пункте должно быть по меньшей мере два пожарных водоёма или резервуара, в каждом из которых хранится половина объёма воды, необходимого для пожаротушения.
    • Пожарные пруды в деревне могут располагаться на разных расстояниях от обслуживаемых ими объектов (улиц или зданий), что зависит от конкретных условий: если подача воды осуществляется автонасосами, то 200 м, если для этой цели используются мотопомпы, то дистанция — максимум 150 м. Увеличить радиус обслуживания можно только путём обустройства тупикового водопровода.

    водоем в снт

    Методика устройства

    Если уж домашний пруд нужно строить по проекту, то что уж говорить про некоммерческий пожарный водоём, объём которого может достигать 200 000 литров. В процессе создания проекта определяется и место размещения котлована под пруд, и расчёт его объёма.

    Исходя из необходимости формирования безопасного уклона, рельефа местности, определяется оптимальная конфигурация мини-водохранилища – ведь нельзя допустить, чтобы вода самопроизвольно утекла. При этом должен учитываться ещё и фактор безопасности купающихся, ведь любой пруд (и даже пожарный), — это зона отдыха людей, хоть и несанкционированная.

    запрет купания

    Чтобы объём воды сохранялся на одном уровне, сначала нужно предупредить её впитывание в грунт. Сейчас для гидроизоляции дна чаще используют чёрные, похожие на резину эластичные мембраны EPDM, изготавливаемые из синтетического каучука. Их ключевые особенности — стойкость к высоким и низким температурам и их перепадам, агрессивным средам, солнечной радиации, долговечность и нетоксичность. Мембраны создают в водоёме здоровый микроклимат, а также не дают ему зарастать водорослями.

    Главные этапы работ

    Комплекс строительных работ при устройстве водоёма своими руками предполагает следующие этапы:

    • разметку контура котлована;
    • снятие плодородного пласта почвы;
    • геодезическое исследование слоёв на предмет возможной эрозии грунта;
    • установка дренажа, чтобы при близком залегании грунтовых вод или обильных дождях не подтапливало соседние территории;
    • сооружение пирса;
    • упрочнение стенок котлована и формирование бровки для растительности;
    • очистка дна от камней и корневищ, способных повредить мембрану;
    • выравнивание дна песком и его утрамбовка с проливкой водой;
    • выстилание дна геотекстилем и укладка гидроизоляции с закреплением краёв в прибрежной траншее;
    • засыпка мембраны грунтом.
    • заполнение котлована водой.

    Видео: изготовление пожарного пруда

    В заключение

    Так как вода в пожарном водоёме не проточная, осенью она может начинать цвести. За прудом нужно следить – как минимум, очищать его от камышей и другой чрезмерно разрастающейся растительности. Купаться в таком пруду нежелательно, даже если он ваш — что уже говорить о сельских водоёмах с застойной водой.

    Требования к пожарному водоему

    Требования к пожарному водоему

    Пожарное оборудование

    Пожарный водоем – гидротехническое сооружение природного или искусственного происхождения, используемое для наружного пожаротушения. В городской черте и на промышленных предприятиях проложены водопроводы, в случае же возгораний в отдаленных населенных пунктах, в полях, лесополосе воду берут из озер, рек или резервуаров, оборудованных площадками для подъезда машин.

    При обустройстве пожарного водоема учитывают требования нормативных актов о соблюдении пожарной безопасности, предъявляемых к внешним источникам подачи огнетушащих веществ. Основным документом, которым пользуются при строительстве подобных объектов, является СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Дополнительными нормативными актами считаются ФЗ от 22.07.2008 № 132-ФЗ и ГОСТ 12.4.026, НПБ 160-97.

    Пожарный водоем

    Введения пожарного водоема в эксплуатацию

    Чтобы ввести в эксплуатацию пожарный водоем, должен соблюдаться ряд требований, регламентирующих необходимость источника:

    • количество жителей в населенном пункте;
    • отсутствие кольцевого противопожарного водопровода в зоне расположения отдельно стоящих зданий культурно-просветительских организаций, школ, научно-проектных учреждений, больниц, вокзалов объемом менее 1000 м 3 ;
    • возгорания в зданиях более 1000 м 3 независимо от наличия централизованной сети;
    • возможные пожары на предприятиях категории В, Г, Д с повышенной взрывоопасностью, требующие расход воды более 10 л/с;
    • наличие складов с твердыми кормами;
    • расположенные вдали от центральных магистралей складские помещения с минеральными удобрениями;
    • наличие предприятий, использующих холодильные установки.

    Введения пожарного водоема в эксплуатацию

    По требованиям правил безопасности пожарные водоемы обязательно обустраивают в СНТ, близ складских хозяйств, крупных промышленных территорий со значительными открытыми площадями, в рекреационных и сложных природных зонах вне черты населенного пункта.

    Виды пожарных водоемов

    Классификация пожарных водоемов предполагает две категории:

    • природные и искусственные;
    • открытые и закрытые.

    Природные – реки, озера, пруды, моря. Разработан ряд требований, по которым природные источники могут быть признаны противопожарным водоемом:

    • полноводность в течение всего года;
    • устойчивость к сквозному промерзанию;
    • возможность оборудования возле пожарного водоема пирса по требованиям СП 8.13130.2009;
    • возможность оборудования водозаборных колодцев и утепленных люков.

    Виды пожарных водоемов

    Искусственные – водохранилища, специально построенные близ жилых или промышленных объектов. Выделяют три вида таких водоемов:

    1. Резервуары. Хранилища в виде большой емкости из железобетона, кирпича, камня, пластика с обязательным гидроизоляционным слоем. По объему их можно сравнить с озерами. Резервуары могут располагаться под землей или быть спрятаны вглубь наполовину. Для гарантии использования противопожарных резервуаров рекомендуют совмещать каменные и пластиковые емкости с перегородкой между ними.
    2. Копани. Представляют собой углубления в земле. Основу составляет гидроизоляционный слой из асфальта, бетона, камня, глины или синтетической пленки.
    3. Каналы.
    4. Переоборудованные естественные водоемы.

    Для искусственных водоисточников в дополнение к основным разработаны собственные требования:

    • дно должно быть наклонено к приямку;
    • глубина приямка – не менее 0.4 м;
    • наличие люка 0.6×6 см со второй крышкой, вентиляционной трубой 250-300 см 2 ;
    • наличие как минимум двух резервуаров на одном водопроводном узле.

    Виды пожарных водоемов

    При проектировании искусственных водоемов учитывают площадь охвата, рельеф поверхности, возможность обустройства безопасных спусков. В сложных условиях, особенно в регионах с сильными климатическими перепадами, предпочитают оборудовать резервуары, имеющие долгий срок эксплуатации.

    Требование к размещению резервуарного пожарного водоема для предприятия обусловлено категорией объектов. Для сооружений 1-2 степени огнестойкости расстояние до резервуара составляет не менее 10 метров, для 3-5 степени – не менее 30 метров. Расстояние между водоисточниками зависит от того, каким видом техники планируют пользоваться спасатели при возникновении ЧС. Автонасосы работают на расстоянии 200 метров, мотопомпы – 100-150 м.

    Расчет объема резервуара также прописан в СП 8.13130. В основе лежит три показателя:

    • скоростью испарения и удержание минимального уровня воды с учетом промерзания источника в пределах 1 метра;
    • минимальное количество ПВ – 2 шт. с заполняемостью не менее 50% от необходимого объема;
    • одновременная подача из двух действующих ПВ.

    Нормативные требования к пожарным водоемам

    Нормы расхода воды зависят от типа зданий и плотности населения в зоне ЧС.

    Нормы расхода воды

    В населенных пунктах, где проживает более 10 тыс. человек, при расчетах за основу берут необходимость тушения двух пожаров одновременно. Минимальный расход воды при этом составляет 35 л/с. В течение двух часов потребуется 252 м 3 .

    По требованиям техники безопасности пожарные водоемы должны быть оборудованы площадкой для подъезда автомобилей. Это место с твердым основанием размером не менее 12×12 м для свободного разворота техники. Места резервуаров (природных или искусственных) обозначают табличками по ГОСТ Р 12.4.026 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная».

    Отдельное внимание при разработке противопожарных водоемов уделяют пирсу. Это площадка, возвышающаяся над поверхностью почвы или воды. Пирс является неотъемлемой частью источников при перепадах рельефных высот и в условиях болотистой местности.

    Пожарный водоем и пирс

    Требования к пирсам на водоисточниках прописаны в СП 8.13130.

    1. Наличие свободного подъезда шириной не менее 4 м.
    2. Возможность расположения края пирса у кромки воды.
    3. Возведение площадки 12×12 м.
    4. Возможность установки опоры с небольшим уклоном к ПВ.
    5. Соблюдение расстояния от поверхности пирса до уровня воды: до 5 метров по отношению к наименьшему показателю в сезоне и на 0.7 метров выше линии максимума.
    6. Монтаж отводного люка и слива с лотком для рукавов.
    7. Наличие котлована или приямка на водозаборе при толще воды подо льдом до 1 метра.

    Для поддержания водоисточников в исправном состоянии специалисты организаций, на балансе которых состоят ПВ, дважды в год регулярно проводят анализ их состояния. Контролируют забор воды только на нужды противопожарной службы. Регулярно осматривают и осуществляют профилактический ремонт подъездов к водоему. При порче информационных табличек меняют их на новые знаки. Если вода опускается ниже допустимого 30-сантиметрового уровня естественной потери, запасы ее пополняют. В летнее время проводят дезинфекцию хлорной известью, чистят дно от ила и грязи. Следят за состоянием гидроизоляционного слоя, проверяют устройства водозабора. В зимний период проводят утепление ПВ или делают в них проруби.

    Требования правил пожарной безопасности к содержанию территории СНТ в 2021 году

    В данной статье мы предлагаем ознакомиться нашим читателям с требованиями пожарной безопасности, предъявляемыми к содержанию территорий садоводств, садоводческих и огороднических товариществ (далее — СНТ), в том числе с требованиями новых правил противопожарного режима, вступивших в действие с января 2021 года в части их применения в отношении СНТ.

    Требования пожарной безопасности к въездам, проездам и подъездам к объектам, расположенным на территории СНТ

    Вначале напомним общие требования к количеству и размерам въездов на территорию СНТ, содержащиеся в СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (далее — СП 53). В соответствии с пунктом 5.3 данного свода правил на территорию ведения садоводства с числом земельных участков до 50 допускается предусматривать один въезд, более 50 — не менее двух въездов.

    Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории ведения садоводства должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей и составлять не менее 4,5 м.

    Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

    При проведении ремонтных (строительных) работ, связанных с закрытием дорог или проездов, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), незамедлительно представляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог или проездов.

    Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных на этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

    Одним из новшеств Правил является появление в них требования о том, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

    Требования пожарной безопасности к установке шлагбаумов и автоматических ворот в соответствии с новыми Правилами противопожарного режима

    Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства пунктом 5.8 СП 53 установлена необходимость наличия противопожарных водоемов или резервуаров объемом (м 3 ), при числе участков:

    до 300 — от 25 до 60 (водоемы или резервуар);

    при 301 участке и более — 60 (водоем).

    При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.

    В противопожарных целях садоводства должны иметь, в зависимости от количества участков:

    до 300 — одну переносную мотопомпу Нажмите для перехода на ПожВики ;

    от 301 до 1000 — одну прицепную мотопомпу;

    более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп.

    Для хранения мотопомп и противопожарного инвентаря должно быть предусмотрено помещение площадью не менее 10 м 2 .

    При наличии на территориях СНТ или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12×12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (требования пункта 75 Правил).

    Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (требования пункта 48 Правил).

    Пожарная безопасность при приготовлении пищи на мангале: можно ли жарить шашлык во дворе частного и многоквартирного дома, в гаражах, на даче, в лесу и на балконе в 2021 году

    Правообладатели территорий СНТ, в соответствии с требованием пункта 67 Правил, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на территории, при этом границы уборки определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

    О правилах пожарной безопасности при разведении костров для сжигания мусора на садовых и дачных участках мы подробно рассказывали нашим читателям в этой статье.

    На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу садоводческих товариществ, запрещается устраивать свалки горючих отходов.

    В случае если территория СНТ непосредственно примыкает к хвойному (смешанному) лесному участку, либо на его территории находится хвойный (смешанный) лес, то такие территории считаются подверженными угрозе лесных пожаров и в отношении их, в соответствии с требованием пункта 76 Правил, необходимо разрабатывать паспорт территории, подверженной угрозе лесных пожаров. Это еще одно новшество Правил, которое начало действовать с января 2021 года.

    Территория СНТ признается непосредственно примыкающей к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

    менее 100 метров от территории СНТ, где имеются объекты защиты с количеством этажей более 2;

    менее 50 метров от границы территории СНТ, где имеются объекты защиты с количеством этажей 2 и менее (требование пункта 416 Правил).

    О способах защиты от природных пожаров объектов, граничащих с лесными насаждениями, вы можете узнать в этой статье.

    Чтобы ознакомиться с правилами пожарной безопасности в части оформления паспорта для СНТ, подверженного угрозе лесных пожаров, а также бесплатно скачать его бланк и образцы заполнения, соответствующие требованиям 2021 года, достаточно перейти по этой ссылке.

    Читайте также  Облицовка ступеней бетонной лестницы плиткой
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector